Сказочный калейдоскоп от Театра кукол

Сказочный калейдоскоп от Театра кукол
11 Декабря 2019

Сразу три премьеры к Новому году предлагает своим зрителям кукольный театр

Не за горами самый яркий и самый любимый праздник – Новый год. А вместе с нимвеселые зимние каникулы. Когда можно кататься на коньках, лыжах, спускаться с горок на санках-ледянках... Но, пожалуй, одно из самых долгожданных удовольствий предновогоднего чуда – это поход в театр. На ёлку. Ребята с нетерпением ждут встречи со знакомыми героями сказок «Двенадцать месяцев», «Морозко», «Снежная королева»... Любимые истории представлены в виде мюзиклов, балетов, сказочных постановок, интерактивных утренников, которые дополняются хороводом вокруг ёлки, играми, конкурсами, встречей с Дедом Морозом, Снегурочкой. И, конечно же, раздачей подарков!

Прыг и Скок раздают подарки!

В Новосибирском областном театре кукол подготовили замечательную программу на все новогодние праздники – настоящий калейдоскоп сказок!

Уже с средины декабря для самых маленьких зрителей в Комнате сказок начнется показ премьерного спектакля «Новогодние подарки». Две затейницы раскроют свои подарочные коробочки, достанут фигурки лесных жителей, и начнется добрая сказка о том, что если верить в чудо, оно обязательно случится...

Маленькие зайчата Прыг и Скок живут в лесу и не знают, что скоро наступит Новый год. А добрый филин рассказывает им, что в самую главную ночь в году Дед Мороз и Снегурочка приносят всем ребятам и зверятам подарки. И конечно же, Прыг и Скок с нетерпением начинают считать дни в ожидании Нового года. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается... Волк и Лиса хотят обмануть зайчат. Но только у них ничего не выйдет, ведь Новый год – время добрых чудес! Каждый получит по заслугам, и праздник в лесу обязательно состоится – он будет веселым и сказочным. А еще малышам, которые побывают на представлении в Комнате сказок, зайчишки Прыг и Скок раздадут чудесные «Новогодние подарки»!

1.jpg

Сказка о дружбе и взрослении

18 декабря на большой сцене театра состоится долгожданная премьера сказки Андерсена «Снежная королева».

Снежная королева прекрасна, как сибирская зима с ее играми в снежки, катанием на санках, ожиданием Нового года – с морозами и горками. И зимними вечерами так интересно разглядывать узоры на окнах, которые складываются в фигуры троллей и оленя, на котором скачет Герда к владениям Снежной королевы... Вот и Кай увлекся красотой зимней природы, выбрал снежное безмолвие, слепящий, сияющий снег, удивительную красоту северного сияния, стабильность и покой. И забыл о Герде. А Герда, ни на миг не задумываясь, отправляется на поиски названого брата, чтобы спасти его, вернуть в привычную жизнь с теплом очага и цветущими розами. В мир, который расцветает и изменяется с каждым поворотом дороги. Отважной девочке предстоит преодолеть ледяные горы и бушующие реки, встретить разбойников и троллей. И найти Кая.

8.JPG

Это сказка о взрослении. История о том, что каждый имеет право выбирать свой путь и отвечать за этот выбор. А настоящая дружба – это когда ты позволяешь другу самому выбрать свою дорогу.

«Я очень люблю кукольный театр!»

Спектакль по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена поставила режиссер из Санкт-Петербурга Вера Каратаева. Она рассказала о своей новой работе в Новосибирском театре кукол, а также о своих героях, отличных и одновременно так похожих на персонажи датского писателя. Ее сюжет обрастает новыми прочтениями и смыслами. Которые, впрочем, не мешают наслаждаться красотой зимней природы и погружаться в снежное безмолвие...

– Вера, два года назад вы поставили на сцене Театра кукол спектакль «Карлик Нос». Довольны своей работой?

Я довольна тем, что спектакль сложился. Что объем информации и словесный образ соединился, и спектакль смотрится цельным и законченным. Осенью, когда мы репетировали «Снежную королеву», я снова пересматривала «Карлик Нос». Я слышала отзывы ребят – они прекрасно понимали, что происходит на сцене. Для меня как режиссера очень важно, чтобы зритель воспринимал информацию, которая исходит от артистов. В этом плане мне нравится то, что я сделала.

6.JPG

– Чем продиктован выбор нынешнего материала?

– Мы обсуждали с директором театра возможные названия, и первое, что Юрий Александрович произнес, было «Снежная королева». Это одно из его любимых произведений. Дома я перечитала сказку и поняла, что наступил самый подходящий в психологическом смысле момент для работы с этим текстом. И я согласилась.

– Вы можете вспомнить свои первые впечатления от всем известной детской сказки?

На самом деле при обращении к любому литературному материалу в разные периоды жизни можно почерпнуть что-то новое. Мои яркие детские впечатления связаны со Снежной королевой – красивой, ледяной, холодной. Позже я обратилась к психологической стороне произведения. И тогда меня как персонаж заинтересовала Герда. Интересной показалась мысль о том, что Герда идет спасать Кая без прямого запроса с его стороны. Это не он кричит ей: «Спаси!». Это она решает, что его нужно спасти. А ведь в начале сказки мы видим, с каким интересом он рассматривает снежинки, с каким восторгом смотрит на Снежную королеву. Этот ледяной мир его интересует, а Герду – нет. Она сама решает, что Каю здесь и с ней будет лучше, чем там, со Снежной королевой. Поэтому и отправляется его искать. Вот это меня зацепило! В процессе работы мы с художником-постановщиком Александрой Павловой не стали приписывать автору какие-то дополнительные идеи, а использовали этот момент и укрупнили его.

5.JPG

«Я вообще не романтик, ни в каком смысле. Для меня Гоголь – это то что я понимаю, что я чувствую. Это мое мировоззрение и мироощущение. Когда речь идет о романтиках-романтиках или о жанре сказок, для меня этот материал не близкий, не сфера моих интересов. Для меня это нечто новое, то, к чему я не тяготею и к чему было бы интересно обратиться. Это совсем другая реальность и совсем новый опыт...».

Режиссер-постановщик Вера Каратаева

– В вашей интерпретации Герда спасает Кая?

– Спасает, но при этом меняет свои взгляды. То есть, спасает не насильно. Понятно, что это спектакль, и всё будет решено в сказочном ключе, с волшебством, свойственным Новому году. Мы покажем два варианта пути: когда холодно, спокойно, стабильно и когда тепло, изменчиво, неожиданно. Так сталкиваются два мира. И не то чтобы герой решает, какой лучше, а какой хуже, нет. Просто мы даем возможность увидеть оба варианта. Изначально Кай идет по одному пути, а потом выбирает другой.

Снежная королева – это добро или всё-таки зло?

– Ни то, ни другое – ни добро, ни зло. Снежная королева у нас – это сила природы, ее ипостась. Она – повелительница природной стихии, само ее воплощение. Понятно, что мы говорим о природе холодной: бескрайний север, снега, вихри, вьюга, лед...

2.jpg

– Кого из своих персонажей вы любите по-особенному?

– Наверное, Цветочницу. И дело не в характере, а в ее качестве. Ведь это так по «театро-кукольному», когда что-то превращается во что-то! Впервые Цветочница появляется из горшка с розами и по ходу повествования горшок с розами превращается в Цветочницу... В принципе, у нас все персонажи своеобразные – в том смысле, что ограничены по функционалу. Это детские фантазии на тему, рожденные из окружающей обстановки. Я очень люблю кукольный театр – с его метафорами и способом подачи информации.

7.JPG

– Что означает формулировка – «по мотивам сказки Андерсена».

– Во-первых, мы серьезно поработали с текстом. В «Королеве» его не очень много. Это сделано умышленно. Я хотела, чтобы акцент в большей степени падал на образность и пластическую составляющую. Новогодний спектакль диктует свои законы, поскольку рассчитан на детскую аудиторию. Кроме того, мы сократили количество персонажей. В сюжете отсутствуют принц и принцесса, ворон и ворона. Зато есть паромщик, ведьма-цветочница, разбойники, финка-лапландка...

– Как же без принца и принцессы?!

– Смотрите, на своем пути у Андерсена Герда прошла пять пунктов, а могла бы и 105 пройти! В данном случае я просто произвела отбор, исходя из временных соображений: ведь нам нужно уложиться в 1 сценический час. Понятно, что каждый из персонажей что-то вносит, добавляет какую-то идею, помогает Герде прийти к какой-то мысли и т.д. Но это не принципиально. Я считаю, из любого волшебного сюжета можно что-то изъять, а что-то добавить – суть от этого не поменяется.

3.jpg

– На какой возраст рассчитан спектакль?

– На самом деле все сказки пишутся для взрослых. Но мы, работая на сцене театра кукол, определяем возрастную категорию как 6+. Это не значит, что детям, которым три или четыре года, история будет непонятна.  Во-первых, я как режиссер не считаю, что специально для детей нужно как-то обеднять содержание. Наоборот, уверена в том, что они способны понять и воспринять больше, чем нам кажется. Во-вторых, я за то, чтобы у зрителя оставались вопросы, которые они могли бы после спектакля обсудить в семейном кругу. Так что скучно не будет никому: ни самым маленьким, которых ждут яркие световые эффекты и добрые куклы, ни тем, кто постарше и способен глубже проникнуть в содержание.

«Если я обращаюсь к автору, то всегда стараюсь его придерживаться – сюжета, образов, текста. Отойти от автора на самом деле довольно сложно. Ты пытаешься, но он тебя снова и снова возвращает к исходному пониманию. В данном случае: Андерсен – это текст, а работа режиссера – его сценическое воплощение. Таких воплощений очень и очень много, у каждого режиссера своя Снежная королева, отличная от других. Но всегда – по Андерсену...».

Режиссер-постановщик Вера Каратаева

Емелина ёлка

А во второй половине каникул, сразу после Нового года, на большой сцене театр представляет «Емелину ёлку» – веселый, яркий, волшебный, музыкальный спектакль по мотивам русских народных сказок в постановке заслуженной артистки России Ольги Гущиной.

Скоро Новый год, а царевна Марья всё плачет и ничто ее не радует. И тогда царь издает приказ: «Кто царевну рассмешит, под венец с ней поспешит!». И в королевство заспешили женихи со всех волостей! Вот только от их шуток царевна плачет еще сильнее... И всё изменится лишь тогда, когда верхом на печке приедет во дворец Емеля, а с ним его друзья – лесные зверушки. И тогда рассмеется Марья, и начнется Новый год!

Остается добавить, что спектакли «Снежная королева» и «Емелина ёлка» проходят с традиционной интермедией – веселыми хороводами вокруг елки, где сказочные герои вместе с ребятишками зовут и встречают Деда Мороза со Снегурочкой. А завершится новогодний калейдоскоп Театра кукол полюбившимися всем сказками «В гостях у Морозко» и «Маленький дед Мороз».

Лилия Вишневская. Фото автора


Просмотров: 296