Гали Абайдулов: «Мне комфортнее работать, прежде всего, с талантливыми людьми»

Гали Абайдулов: «Мне комфортнее работать, прежде всего, с талантливыми людьми»
10 Апреля 2019

Самая элегантная няня Британии спустилась с небес на землю, чтобы навести порядок на сцене Музкома

Некоторые жители столицы Сибири уже успели посмотреть новый спектакль Новосибирского музыкального театра – мюзикл для семейного просмотра «Мэри Поппинс». Леди Совершенство пришла – и мир лондонского предместья, где случилась вся эта история, заметно преобразился: игрушки ожили, овсянка перестала быть скучной, мечты заиграли новыми красками... Одним словом, начались самые настоящие чудеса!

Мэри, Леди Мэри...

В основе спектакля – музыка Максима Дунаевского и знаменитый сюжет Памелы Трэверс, перекроенный на новый лад. Режиссером и хореографом-постановщиком выступил Гали Абайдулов, чьи спектакли с успехом идут на сцене Музкома – от приключенческой «Одиссеи капитана Блада» до мистического мюзикла «Вий».

Мэри Поппинс – героиня серии книг английской писательницы и актрисы Памеллы Треверс, покоряющая сердца чопорных британцев с середины прошлого века и по сей день. Американская экранизация сюжета о ней была удостоена пяти премий «Оскар», а в нашей стране всенародную любовь героине принес фильм Леонида Квинихидзе «Мэри Поппинс, до свидания!» с великолепными песнями Максима Дунаевского и воплощением всех достоинств сказочной няни – Натальей Андрейченко в главной роли.

А началось всё с того, что добропорядочное английское семейство по фамилии Бэнкс дало объявление в газету – «Ищем няню для детей»! И уже спустя несколько часов на пороге дома появляется молодая решительная женщина с саквояжем и зонтиком в руках. Именно ей суждено стать хранительницей тайн и секретов ребятишек – Майкла и Джейн. И не только их секретов, потому что, как оказалось, в этом вполне благопристойном английском городке мало кто из давно повзрослевших его жителей стал по-настоящему взрослым. Родители Майкла и Джейн с головой погружены в важные дела: миссис Бэнкс вместе с Благотворительным комитетом отправляет африканским детям партию лыж, мистер Бэнкс бесконечно совершенствует некий макет, под который никто и никогда не даст денег. Адмирал Бум руководит сухопутной подводной лодкой, а Мисс Кларк никак не наиграется с собачками. И только самая правильная и разумная на свете няня Мэри Поппинс не только откроет глаза всем этим заигравшимся взрослым на самое главное в их жизни – детей, но при этом еще напомнит о том, что, становясь взрослыми, нельзя забывать свои юные порывы и желания. Надо всегда оставаться в душе немного ребенком, тогда и во взрослой жизни может произойти настоящее чудо!

Леди Совершенство Гали Абайдулова

«Мэри Поппинс» для Гали Абайдулова очень трепетная история. Для тех, кто не знает: Гали Мягазович был тем самым очаровательным котом, который вместе с Натальей Андрейченко учил танцевать Майкла и Джейн в советской картине «Мэри Поппинс, до свиданья!». Этот любимый для всей страны фильм вышел в 1984 году. И спустя столько лет Гали Абайдулов вернулся к этой теме. Правда, уже не в качестве участника действа, а в качестве создателя целого спектакля.

2.JPG

– Гали Мягазгович, «Мэри Поппинс» – целиком ваше детище. Вы и режиссер, и хореограф-постановщик. Каково это – ощущать, что теперь вы можете рассказать историю по-своему?

– Я это ощущаю, если хотите, как свою священную обязанность. Ведь благодаря «Мэри Поппинс», благодаря маленькой роли кота – сера Людовика, я до сих пор узнаваем для большинства юных зрителей. Потому что старые фильмы-балеты, в которых я танцевал с Еленой Максимовой, ребята, как правило, не смотрят. А фильм «Мэри Поппинс» смотрят все! И для них сэр Людовик стал любимым персонажем. Знаете, когда дети узнают, что он – это я, они безумно рады. Это же здорово – воочию увидеть сэра Людовика! А спустя время «Золотую Маску» за мюзикл «Гадюка», который идет в Новосибирском музыкальном театре уже не один год, мне вручил Максим Дунаевский...Такие вот знаки на протяжении всей жизни: 84-й год, 2009-й, 2019-й. Не отпускает меня эта история! И когда Леонид Михайлович Кипнис мне позвонил и предложил поставить «Мэри Поппинс», я понял, что настало время отдавать долги.

Мир взрослых глазами детей

Первая публикация книги Памелы Треверс вышла в далеком 1934 году. Почему же эта история до сих пор актуальна? Почему ею зачитывается уже которое поколение детей? «Это же очевидно, – говорит режиссер-постановщик. – Ведь здесь затронута тема детей и родителей, которую мне очень захотелось раскрыть в своем спектакле».

– Вы говорите, основная тема – взаимоотношения родителей и детей. Но всё-таки для кого спектакль?

3.JPG

– Для семейного просмотра, я надеюсь. Думаю, это будет интересно и детям, и взрослым. Ведь тут есть над чем подумать. Любая сказка – это притча, в которой заложен опыт многих поколений людей, живших на нашей земле. Весь опыт человечества суммируется в притчах. И уже неважно – английская это сказка, или не английская. Суть в том, что Леди Совершенство явилась поводом поговорить на эту тему, рассмотреть мир взрослых глазами детей. По-моему, очень хорошая была идея – взяться за «Мэри Поппинс», используя узнаваемую музыку, которую все знают. Но предложить зрителям несколько иной взгляд – и на проблему взаимоотношений в семье, и на саму эту музыку.

Я знаю, как бороться с актерами

Новосибирский Музком не единственный, с которым работает Гали Абайдулов. Но, как признается наш гость, в качестве режиссера-постановщика в той же Питерской музкомедии он выступил всего один раз. «Кабаре для гурманов» – спектакль про питерские рестораны, в основу которого легла замечательная литература – от Чехова до Зощенко. «Это такое своеобразное путешествие по Петербургским ресторанам и питейным заведениям с аутентичной музыкой – от «Мадам Люлю» до «Купите бублики», – рассказывает Гали Мягазович...

– Вы работаете с разными театральными коллективами. Чем наш театр отличается от других?

– Наверное, тем, что здесь я лучше, чем в других театрах, знаю труппу, оркестр, дирижеров. А значит, знаю, как работать, как бороться с актерами (смеется). Именно – бороться. Я же первым примеряю на себя сценарий, прокручиваю у себя в голове пьесу. На репетицию прихожу полностью готовым и сразу начинаю нагружать ребят, потому что времени на раскачку никогда не хватает. Труппа ведь не такая большая, а занятость у актеров гигантская! По утрам репетиции, вечером – выход. А параллельно идет работа над новым спектаклем. Вот такая специфика. Но меня поражает исполнительский энтузиазм. Когда у молодежи есть желание работать, навстречу хочется пойти еще быстрее.

4.JPG

– Невероятно сложно, наверное, вести такой кочевой образ жизни?

– Сложно, конечно. Но когда предлагают тебе интересный материал, как, например, «Мэри Поппинс», то на это уже не обращаешь внимание.

– А как ваша семья относится к таким разъездам?

– Ну, семья у меня взрослая, слава богу. Дети выросли. Жена занята своими делами: у нее талантливые воспитанники. Она главный дирижер оркестра аккордеонистов и баянистов Центрального городского дворца творчества юных. Так что, пусть уж она лучше ими дирижирует, чем мной (смеется)...

Люблю музыку и хорошую идею

Гали Абайдулов – советский и российский артист балета, балетмейстер, актер и режиссер музыкальных спектаклей. Окончил балетмейстерский факультет ГИТИСа. Его педагогами были легендарные Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Он работает с музыкальными и драматическими театрами России как хореограф-постановщик и режиссер. Доцент кафедры режиссуры балета Санкт-Петербургской консерватории. Человек неиссякаемой энергии, который постоянно совершенствуется и вдохновенно творит. А заодно вовсе не против хороших гонораров.

– Вначале вы получили образование артиста балета, затем режиссера-балетмейстера, сейчас вы работаете как режиссер-постановщик. С чем связано такое желание постоянно совершенствоваться профессионально?

5.JPG

– Во-первых, я люблю музыку, обожаю хорошую идею. А еще люблю фантазировать, полеживая на своем любимом диванчике. То бишь сочинять. Этот момент сочинительства – самый сладкий. Ты себе лежишь на диванчике и сочиняешь, никого не достаешь, мучаешь только сам себя. Твоя идея обрастает разными деталями, ты понимаешь, как это должно быть. И думаешь: «Кто бы это за меня всё быстро сделал, чтобы не вставать с диванчика» (смеется). Потому что само ремесло переноса идей на сцену – самый мучительный процесс.

– И откуда вы черпаете вдохновение?

– Вдохновение мне всегда давала и дает моя семья. Это совершенно однозначно. Вспоминается одна история.... Правда, этот балет мало кто видел – его всего один раз показали по ленинградскому телевидению. 1992 год. Время таких перемен, когда Ленфильм развалился на кучу маленьких кинокомпаний. Некоторые из них растворились и исчезли навсегда. Мне было предложено поставить фильм-балет, используя старую декорацию, чуть ее подправив. Это должна была быть короткая – по европейским стандартам, получасовая работа. А мне очень хотелось поставить джаз, музыку Бенни Гудмена. Я был влюблен в этот оркестр! Взял шесть разных пьесок, не связанных сюжетом, придумал либретто, порепетировал со своими ребятами в театре, тогда я был еще танцовщиком. Кто меня вдохновил? У меня подрастали дети – им было 8 и 6 лет, они ходили во Дворец пионеров, занимались хореографией. И я подумал: а почему бы не сделать фильм со своими детьми? Выходит, вдохновение для сочинительства мне дали мои дети.

6.JPG

– Вся ваша жизнь связана с танцем. Вы не хотите поставить какой-нибудь пластический спектакль?

– Я ставил небольшие балеты – балетики (смеется).  И балетные дивертисменты в Музыкальных театрах. И у нас, и за границей, в частности в Италии, в Ла Скала. Но ведь сначала должно поступить предложение. Хотя я сам пытался ходить с разными своими предложениями, мол, могу сделать то и это. Мне отвечали – «Мы подумаем». И эти «думы» куда-то потом девались. В конце концов я понял, что не нужно никуда ходить с предложениями – занимайся домом и детьми. Предложения сами тебя найдут. Как правило, так и случается. Теперь уже я решаю – нравится мне это или не нравится. Однажды мне предложили сделать балет марионеток в кукольном театре. И я сделал. Это был очень любопытный опыт. И гениальная идея!

– Вы можете назвать несколько работ, которые должен увидеть каждый зритель в пределах России?

– Вопрос с подтекстом – ходите ли вы вообще в театр? Как раз в театры ходить не очень получается. Просто есть спектакли – легенды. Так что, если есть возможность попасть на такие спектакли, любые: драматические, музыкальные, балетные – московские, петербургские, ваши – новосибирские... Обязательно сходите. Хотя бы для того, чтобы составить свое мнение: либо опровергнуть, либо подтвердить – да, это потрясающий спектакль... У наших людей всё просто – аппетит приходит во время еды. Надо только начать есть. Надо взять и пригласить близкого человека в театр – на какой-нибудь спектакль про любовь. А дальше ставим многоточие...

– Вы больше любите работать в драматическом театре или музыкальном?

– Конечно, в музыкальном. Это ближе к моей профессии и дает больше возможности проявиться как хореографу.

7.JPG

– Вам комфортнее работать с актерами-мужчинами или женщинами?

– Мне комфортнее работать, прежде всего, с талантливыми людьми. Всё остальное неважно.

– А если роль – то в театре или в кино?

– Это две большие разницы. Потому что две разные профессии.

– Если жанр – то драма или комедия?

– Не имеет ни малейшего значения. Если интересная история, то с удовольствием буду работать в любом жанре.

– Если результат – то почетная награда или гонорар?

– Честно? Гонорар (смеется).

Лилия Вишневская. Фото автора


Просмотров: 170