Драма о любви и страсти

Драма о любви и страсти
5 Февраля 2020

Январь в Новосибирске прошел под знаком премьеры

Новую работу Александра Баргмана «Жар и холод, или Идея господина Дома» представил Новосибирский государственный драматический театр «Красный факел». Зрители увидели спектакль «большого стиля», постановочная группа которого больше, чем список действующих лиц.

Великий и ужасный Господин Дом

 «Красный факел», отмечающий в этом сезоне 100-летний юбилей, выпустил одну из самых масштабных премьер. Спектакль поставлен по одноименной пьесе бельгийского драматурга Фернана Кроммелинка, написанной в 30-е годы XX века. Самого Кроммелинка еще при жизни называли «сумасшедшим Мольером» и даже «пьяным Мольером», ведь его пьесы исполнены иррациональности, алогизмов, отчаяния и внутренней боли. В «Жаре и холоде…» автор осознанно использует смешение жанров: пьеса начинается как лихо закрученная «французская комедия», затем переходит в романтическую драму высокого штиля, а к финалу превращается в социальную драму «полубрехтовского» толка.

Центральная тема спектакля – Женщина. Она – божественное продолжение на Земле, двигатель жизни, ее смысл и суть. Главная героиня Леона – женщина-королева, она повелевает, манипулирует и отчаянно жаждет любви, окружает себя толпой поклонников. Потому что Дом – ее Пигмалион, ее законный муж – кажется ей теперь холодным и скучным. Ее соперница Фели – женщина-муза, тонкая, тихая, поэтическая. Оказывается, что именно ей Дом уже несколько лет отдает того себя, какого больше не знает Леона. Две героини, словно Лилит и Ева, отражаются друг в друге и обе неожиданно теряют любовь. Виной тому не только физическая смерть, но и загадочная идея господина Дома, которая внезапно начинает пожирать умы всех мужчин города, оставляя прекрасных дам одинокими и недолюбленными...

Жар и холод5.JPG

Спектакль «Жар и холод, или Идея господина Дома» поставлен петербуржцем Александром Бергманом, которого мы знаем по спектаклю «Отцы и сыновья», несколько лет украшавшему репертуар «Красного факела». Сам режиссер-постановщик считает пьесу Кроммелинка произведением очень неоднозначным. По его словам, «он долго искал материал, сопоставимый с одаренностью актеров театра «Красный факел». В результате артисты выступили настоящими соавторами режиссера, предлагая неординарные решения. И затейливая, блистающая метафизической красотой и совершенством линий пьеса, обрела свою плоть и кровь.

Жар и холод2.JPG

Эта странная, сумасшедшая, глубокая и противоречивая пьеса очень редко ставится в российских театрах. Ни с кем другим я бы за нее не взялся. Мне повезло, что я вновь с невероятным удовольствием, радостью, трепетом и ответственностью сочиняю спектакль в театре «Красный факел», – отметил режиссер-постановщик в беседе с корреспондентом «Бумеранга».

В новой работе Александра Баргмана любовь – это не только слова, но и мелодия, и танец. Текст произносится так, будто это огромное стихотворение в прозе, что соответствует приподнятому тону Кроммелинка, поднимает действие высоко над бытом и переводит его в символически-загадочный мир. Все мизансцены построены по хореографическим законам, будь то любовная сцена, скандал или драка. А сам спектакль проходит в сопровождении живой музыки. На протяжении всего действия на сцене блистает MaxiDom-quartet: Галина Беляева – кларнет, саксофон, волынка; Максим Мисютин – аккордеон, клавиши; Денис Франк – контрабас; Дмитрий Костяшов – ударные, перкуссия.

Жар и холод6.JPG

«Артист – это полноправный художник, а не винтик в механизме. Создатель и такой же соратник режиссера, как и художник, и хореограф, и композитор. Я чувствую, как происходит этот процесс брожения, бурления, энергообмен. Спектакль – это наше совместное достижение. Интуитивно я понимаю, «случается» или «не случается», еще до встречи со зрителем – по какому-то полю, которое образуется между мной и артистами. Когда вдруг мы все начинаем ощущать, что производим на свет нечто. Но, конечно, самые серьезные судьи – это зрители. А они везде разные. И это все тревожно, тонко и нервно».

Режиссер Александр Баргман

Песнь песней

«Жар и холод...» режиссер спектакля преподносит как песнь песней, как гимн женщине.

– Говорить, что спектакль о любви, сегодня банально. Значит – он о женщине. Женщины – это самые удивительные существа на свете. А мы, мужчины, настолько мелки и малодушны, что не относимся внимательно к этим чудесным созданиям, которые вершат историю на самом деле, которые рожают нас – таких противоречивых и странных. От которых мы уходим на войну, в политику и еще Бог знает куда, забывая о том, что есть они, женщины, обделяя их нашей любовью, вниманием и страстью. А они сходят от этого с ума, – восклицает Александр Баргман.

Жар и холод3.JPG

– Театр предложил вам поставить Кроммелинка или это целиком ваша инициатива?

– Мне предложили сделать спектакль, я же в свою очередь предложил Кроммелинка. И руководство театра пошло мне навстречу, за что я бесконечно признателен. Кроммелинк в России известен, прежде всего, как автор «Великодушного рогоносца». «Жар и холод, или Идея господина Дома» – менее популярная, но не менее сильная пьеса, захватывающая своей чувственностью, иррациональностью, отчаянием и внутренней болью.

– Спектакль о чувствах такого накала насколько актуален в современной ситуации? И вообще насколько речь о чувствах сегодня жива?

– Хороший вопрос... Речь о чувствах актуальна всегда, особенно сегодня, когда происходит вокруг много всего, что эти чувства убивает, перечеркивает. Отвлекает от вскрытия этих чувств в самом себе и другом человеке – от того, чтобы безоглядно и живо откликнуться на эти чувства. Мне кажется, настало время, когда живое, трепещущее, отчаянное сердце должно забиться вопреки запылению среды, которая на нас наваливается и делает это время таким противоречивым, иногда даже бездушным.

Жар и холод4.JPG

– Действие пьесы происходит в первой трети прошлого века. А ваш спектакль в какую эпоху встроен?

– Мы не делали никакого временного зашагивания. Для нас очень важно, что пьеса написана в середине 30-х годов именно в Европе. Она полна предчувствий беды...

Жар и холод7.JPG

«У меня такой период – мне нравится создавать спектакли – в разных местах, с разными людьми, с разными сложностями, меняя картинки, меняя пьесы, меняя энергии и так далее. Мне это интереснее, чем находиться в Петербурге, в котором не всегда просто жить и творить. Хочу жить такой жизнью, где могу беспрепятственно сочинять, творить без необходимости параллельных нетворческих забот работы. Потому что жалко времени...».

Режиссер Александр Баргман

...В спектакле Александра Баргмана «Жар и холод, или Идея господина Дома» абсолютно всё брошено под ноги прекрасным дамам: время, мужчины – да и в сущности весь мир»! Дом господина Дома, придуманный художником Николаем Чернышевым, стоит на пересечении пространств и смыслов. Ритм лестничных пролетов рифмуется с безупречной графикой фонарных остовов. В перестуках каблуков слышится отзвук заблудившегося сердца, а накренившийся пол выбивает почву из-под ног. Без любви и от любви, в вере и предательстве, в правде и иллюзиях мир сходит с ума. Кружится и останавливается. И начинает свой новый круг. Свой путь к катастрофе. Хотя, казалось бы, всё начиналось так игриво и невинно...

ДОСЬЕ «БУМЕРАНГА»

Жар и холод1.JPG

Александр Баргман. Российский актер, режиссер. В 1991 году окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (нынче Санкт-Петербургский Российский государственный институт сценических искусств) и был принят в труппу Александринского театра. С 1999 года – актер Театра на Литейном, с 2004 – Театра им. В.Ф. Комиссаржевской. Сыграл ряд ролей современного и классического репертуара, став одним из самых заметных артистов своего поколения. В 2001 году совместно с актерами Александром Лушиным, Наташей Пивоваровой и Ириной Полянской создал «Такой театр», художественным руководителем которого является и сейчас. В качестве режиссера работал в театрах Санкт-Петербурга, Тюмени, Новосибирска, Екатеринбурга, Омска и других городов России и зарубежья. Неоднократный лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», обладатель множества театральных наград, номинант Национальной театральной премии «Золотая Маска».

Жар и холод8.JPG

Лилия Вишневская. Фото автора


Просмотров: 494